кинотеатр

Я ваших детей кормить не обязана”. — История о том, как гостеприимство обернулось проблемой.


— Да я вас засужу! Мой Матвейка из-за вас… — кричала дама в берете.
— С вашими деньгами стыдно такими быть! — перебивала ее другая мамаша.
— Точно! Еще и в родительском комитете состоит! Надо ее выгнать, а сына отчислить из школы!
Родители на школьном собрании ополчились против Ларисы, а она хоть и не считала себя виновной, но все равно краснела.
«Не делай добра, не получишь и зла…» — пробормотала она вполголоса, не зная, как поступить. А ведь ничего не предвещало беды…
Лариса всегда любила печь, и с самого детства знала, что откроет кондитерскую, когда вырастет.

И вот, прошли годы. Она выучилась на кондитера и с поддержкой мужа открыла свою первую кофейню-пекарню у дома. Пекарня была небольшой, но уютной. Исполнилась мечта, к которой Лариса шла десять лет. Она не продавала «успешный успех», не записывала видео для соцсетей, транслируя свои чудесные доходы и полный зал. Она просто трудилась, совмещая семью, материнство и работу. И ее труды были вознаграждены. Спустя три года кафе стало популярным, и они с мужем открыли еще несколько точек по городу. Но самой любимой их кондитерской была именно та, с которой все началось. У дома. За три года она немного разрослась: Лариса с мужем выкупили соседнее помещение и оборудовали под игровую детскую, позиционируя свое заведение как семейное кафе.

Возможно, секретом успеха было то, что Лариса до сих пор готовила сама и лично обучала персонал: булочки, свежие пирожки, пирожные и, конечно, свой знаменитый медовик, по рецепту бабушки.

Та самая «домашняя» кофейня находилась в двух шагах от школы, где учился сын Ларисы, Вася. Мальчику было одиннадцать, он перешел в пятый класс и начал ходить в школу самостоятельно. Ларисе было удобно, что школьник забегал на большой перемене на чай или перекусить. А после школы шел не домой, а к ней на работу: обедал и делал уроки под присмотром.

Первое время все было хорошо. Иногда Вася приходил не один, а приводил своего одноклассника и друга. Лариса была только рада, что у сына в коллективе сложились хорошие отношения и он подружился с Колей. Теплой осенью они много гуляли, играли в футбол на школьном дворе и на каникулах даже вместе отправились в школьный лагерь. Но после осенних каникул ситуация резко изменилась.

— Вася? Ты же весь промок! А где твоя шапка?! — Лариса увидела сына в окно кофейни. Был ноябрь, а мальчик шел в расстёгнутой куртке. Его штаны были по колено мокрые.

— Да я потерял где-то шапку. Мы гуляли, бегали… В общем, где-то слетела, — сказал Вася. Было видно, что он хитрит…

— А почему ты сразу же не пришел ко мне? Уроки 3 часа назад закончились! Я волновалась! И телефон твой где?!

— Телефон сел… Мы с пацанами загулялись. Не хотелось расходиться. У Матвея новый планшет…

— И вы сидели на лавочке и смотрели, как он играет? Так торопился уйти с уроков, что даже про шапку забыл?! Во что же он так играл, что даже телефон у тебя сел, а ты не заметил?!

— Ну…

— Значит, так… В следующий раз, когда будет дождь, а вам захочется пообщаться с друзьями после уроков, приходите сюда. Здесь тепло и есть детская зона.

— Ма, мы уже взрослые!

— Да, я заметила. — Она посмотрела на одежду сына и покачала головой.

Уже на следующий день сын явился четко после уроков. Они пришли втроем: Коля, Матвей и Вася. Лариса, разумеется, была рада, что сын ее услышал. Мальчишки уселись в игровой зоне, не мешая другим посетителям, и вели себя довольно прилично.

— Сынок, вы в школе ели? — спросила Лариса.

— Не-а.

— А, вообще-то, охота уже, — сказал Матвей.

— Васина мама всегда угощает пирожками, — выдал Коля.

— А меня угостите? — Матвей посмотрел на Ларису.

— Угостим.

Лариса распорядилась, и школьникам принесли чай с бутербродами и пироги. Ребята быстро уплели угощение и продолжили играть. Вскоре оба мальчика ушли домой, а Вася, довольный, сам принялся за уроки. Лариса была рада, что сын под присмотром. Но она не думала, что это начало большой проблемы.

Школьные друзья Василия быстро поняли, что мама Лариса очень добрая и гостеприимная. На следующий день с Васей пришло пять человек, в пятницу восемь, а через неделю у Ларисы в кафе некуда было сажать посетителей.

— Ма, ты же не против, если мы тут посидим? Уже почти зима, холодно в школьном дворе… — видя лицо матери, спросил Вася. — У нас последние уроки отменили, вот мы все и пришли…

Лариса пожала плечами.

Не выгонять же детей на улицу. К тому же у них в тот день был небольшой праздник — день рождения кофейни. Лариса заранее приготовила заварные булочки в подарок гостям.

Чай, кипяток, булочки… Дети были счастливы. Кто-то попросил еще «вон то пирожное, с медом, кому-то захотелось вместо чая сок…», в общем, Лариса хоть и не была жадной, но пожалела, что опрометчиво предложила сыну приводить друзей. Этих самых «друзей» оказалось так много, что обычные посетители, увидев школьный класс, сторонились и даже уходили. Было время бизнес-ланча, и многие не хотели обедать в шуме.

Впрочем, в других точках дела обстояли хорошо, и Лариса решила, что этот день внеплановой “благотворительности” будет хорошей рекламой: дети расскажут родителям про вкусную выпечку и приведут своих близких.

Так и произошло. Почти так.

— Классно у вас тут! — сказал мальчик из класса. — Лучше, чем в школьной столовой.

Дети начали расходиться, мало кто сказал банальное “спасибо”, но Вася был теперь звездой класса.

Около пяти Лариса выдохнула с облегчением: дети ушли.

Вот только через день дети снова пришли. Теперь приходили не только из класса Василия. Приходили все. Вся школа моментально узнала про кафе.

— Где у вас тут бесплатно кормят школьников? — с нагловатой улыбкой в кофейню ввалились старшеклассники. Парни под 2 метра ростом были уверены, что их обязаны обслужить бесплатно.

— Молодые люди, у нас платное кафе. Что будете заказывать? — сказала официантка, за что получила грубый ответ от одиннадцатиклассника.

Ларисе пришлось вмешаться. Оказалось, что под видом одного из «школьников» пришел студент из вуза неподалеку.

Если бы не охранник, неизвестно к чему привело бы это недоразумение, которое имело неприятные последствия.

Тем же вечером в школьном чате появились сообщения о том, что «бедных деток выгоняют из школьной столовой». На картинке к посту была фотография с названием кофейни Ларисы.

Сначала Лариса подумала, что это шутка. Но родители моментально подхватили обсуждение.

— Мой ребенок сказал, что его сегодня не покормили в столовой!

— А мой вообще отравился!

— Эта мамаша решила на наших детях озолотиться! Предлагаю написать в надзорные органы и проверить ее «забегаловку».

— Точно! Да там тараканы наверняка в булках вместо изюма!

Лариса читала и не верила своим глазам.

К счастью, в обсуждение вмешался классный руководитель.

— Уважаемые, давайте перестанем заниматься домыслами. Школьная столовая работает в штатном режиме. Остальные заведения мы обсуждать в чате не будем.

В чате разговоры прекратились — классного уважали, но вот осадок остался. Да и как бывает, видимое затишье — это лишь затишье перед бурей.

В понедельник было собрано родительское собрание, и классный руководитель объявил:

Уважаемые родители, родительский комитет формирует списки в школьную столовую.

— Это к Ларисе, что ли?

— Пусть так кормит.

— Удобно же. А главное, сдавать на обеды не надо.

Лариса вспыхнула.

— То есть как — не надо? Я что, по-вашему, всю школу должна за свой счет кормить?!

— Ларис, у тебя ж всё равно еда остаётся, — сказала одна из мам. — Что, жалко, что ли? Не обеднеешь.

— Нет, уважаемые. У меня кофейня, а не столовая. Кто хочет — буду рада принять. Но на коммерческой основе, — заявила она, стараясь «держать лицо».

— Итак, уважаемые родители, я повторяю вопрос про столовую. Ту, что находится в школе. Давайте не будем переходить на личности и требовать невыполнимого…

Вроде бы родители отстали. Но во вторник Вася сообщил:

— Мам, Саше очень понравился твой медовик. Она попросила завтра в школу принести. У нее день рождения.

Лариса напряглась.

— Она хочет заказать торт на весь класс?

— Ну… наверное. Я не знаю, — сын пожал плечами.

— Ты ей дай мой номер, пусть позвонит.

Вечером телефон Ларисы снова разрывался от гневных сообщений. Почему-то родители Саши решили, что Лариса торты не продает, а раздает в подарок друзьям сына. В итоге Лариса сказала, что заказы не принимает.

А на следующее утро Саша пришла в кофейню, постояла, посмотрела на витрину, а потом устроила истерику.

— Что это за кафе, если десерта нет? Мне надо! Я уже обещала!

— Мы без предоплаты не работаем. А бесплатно тем более, — бедная официантка пыталась объяснить Саше, что за все в жизни надо платить. Но та не желала слушать. — Могу предложить вам торт три шоколада. Он будет на 10 порций. Со скидкой выйдет…

— Не надо мне вашего шоколада! И вообще, я подруга Васи Белова! Вы обещали его друзей бесплатно кормить! Я папе скажу, он вас закроет! — заявила одиннадцатилетняя пигалица, задрав нос.

— У вас, уважаемая, уже урок начался, — стараясь сдержаться, вмешалась Лариса. — Идите в школу! А я с вашими родителями поговорю…

Кое-как Сашу удалось выпроводить. Чтобы не сойти с ума, Ларисе пришлось найти кусочек медовика в холодильнике и упаковать с собой наглой девице.

— Надо что-то с этим делать, — пробормотала она, хватаясь за голову.

— Полицию вызывать? — предложил бариста.

— Они же дети…

— Такие дети взрослым фору дадут.

— Это точно.

К счастью, в обед Вася пришел один, и Лариса тут же сказала:

— Сын, мне нужно с тобой поговорить. Наше кафе — это не столовая и не пункт раздачи еды. Я не обязана кормить всех школьников бесплатно. Скажи, ты что-то им обещал?

Вася насупился:

— Ты сама сказала, чтобы мы приходили. А теперь я изгой.

— Я приглашала тебя и самых твоих близких друзей. Не все приятели — близкие друзья, понимаешь? Настоящие друзья не станут делать из тебя изгоя.

Вася вздохнул.

— Это не я придумал. Это Матвей слухи распустил. Я ему пытался сказать, что мама будет против, но он меня не слушал. А теперь говорит, что мы — жадные.

— Ясно. Но ты же знаешь, что это не так?

— Знаю. Ты же летом отвозила в детский дом подарки. А на Пасху куличи в церкви раздавали для неимущих.© Стелла Кьярри

— Верно. Я всегда готова помочь. Но у твоих друзей есть родители, они не беспризорники. И эти родители должны заботиться о детях сами, а не перекладывать ответственность на меня.

Вася не ответил. Но кажется, понял.

Лариса позвонила классному руководителю и попросила провести внеочередное родительское собрание.

— Что, жадность замучила? Мы наслышаны, что Сашу Дорофееву оставили без торта на день рождения, — начала мамаша.

— Я уважаю всех ваших детей. Но моя кофейня — это не бесплатная столовая. Я не могу каждый день кормить чужих детей просто потому, что мне не жалко. Давайте честно: многие из вас знали, что они ко мне ходят. Знали и… ничего не делали.

— С вашими деньгами стыдно такими быть! — начала ругаться другая мамаша.

— Точно! Еще и в родительском комитете состоит!

— Да я вас засужу! Мой Матвейка из-за вас отравился вчера! Наверняка ел ваши бутерброды из просрочки, которыми вы наших детей “угощали”! — кричала дама в берете.

— Светлана Ивановна, да вашего Матвея не было вчера в школе! Он уже давно у вас дома с отравлением сидит! — ответил ей кто-то. — Не надо Ларису Валерьевну обвинять! Она вас сама засудит!

В зале зашумели. Кто-то крикнул, что это «дети наши же!»

Обстановка накалялась, пока один из родителей, точнее, дедушка, внезапно не стукнул кулаком по столу.

Иван Иванович был человеком старой закалки, и ему надоело слушать этот балаган.

— А ну, тишина! Интеллигентное общество, а развели базар!

Народ замолчал. Все уставились на деда.

— Моя жена всю жизнь поваром работала. Ни разу ничего не принесла с чужого стола, но каждый день выслушивала, что «котлеты без мяса», «в пирогах один лук». Но никто не задумался, как что сама ест на свою зарплату. Лариса права: у нее коммерческое заведение, а не приют для сирот. Все наши дети, слава богу, из полных семей, обеспеченных. Если хотите, чтобы дети ели у нее, то давайте ей предложим готовить на наш класс, а она посчитает, сколько будет стоить комплексный обед для школьника и предложит варианты. Если, конечно, вам, Лариса, это интересно.

После бурных обсуждений родилось предложение: Лариса будет готовить «детский обед» по скидке. Родители будут платить. Всё по-честному. Кто не хочет — пусть дети едят в школе то, что принесли с собой.

Многие согласились, но не все: мама Матвея выскочила из класса, бросив напоследок:

— Кормить детей за деньги… Тоже мне, бизнесвумен! Бессовестная!

Лариса посмотрела ей вслед и покачала головой.

Через пару недель всё устроилось. Её «детское меню» пользовалось спросом. Детям нравилось обедать в кафе у школы, а Лариса всегда делала свою работу на совесть. Детей не только кормили, но и угощали свежей выпечкой.

Угощать приятно. Главное, вовремя пресекать откровенное хамство и учить детей тому, что любой труд должен быть оплачен, а бесплатный сыр… уже и в мышеловке давно его нет.

© Стелла Кьярри
Спасибо, что оценили мой труд лайком и репостом.

Стелла Кьярри — писатель, автор 20 романов про семью, любовь и отношения. Читайте, слушайте и дарите книги на Литрес и озон

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *